Google+ Followers

воскресенье, 7 августа 2016 г.



                                                           
                            Адаптация первоклассников
  Для детей 1 сентября — первый звонок - это праздник, для родителей - волнения, надежды, связанные с  первыми оценками, первыми шагами по пути к знаниям. И я понимаю их тревоги, потому что, начало обучения ребенка в первом классе - сложный и ответственный этап в его жизни, ведь происходит очень много изменений. Это не только новые условия жизни и деятельности, но и новые контакты, новые отношения, новые обязанности. Изменяется социальная позиция: был ребенком, теперь стал школьником, меняется социальный институт обучения и воспитания: не сад или бабушка, а школа, где учебная деятельность становится ведущей, обязательной социально значимой и оцениваемой, такой, что расширяет права и обязанности ребенка, его связи с окружающей средой. Первоклассник - это начало общественной жизни человека как субъекта деятельности. Со вступлением в первый класс меняется жизнь ребенка: все подчиняется учебё в школе, школьным делам.   
 Адаптация ребенка к школе происходит не сразу. Не день и не неделю нужно для того, чтобы привыкнуть к школе по-настоящему. Это достаточно длительный процесс, связанный со значительным напряжением всех систем организма. Один ребёнок все уроки радуется чему – то; другой решил, что под партой ему будет спокойней. Одним словом – каждый ребёнок  -  индивидуальность. К каждому нужно найти подход, выкроить время, чтобы поговорить, успокоить, направить и сделать так, чтобы каждому ребенку было комфортно учиться и находиться в новом коллективе, а ведь впереди еще 11 лет. Но всем , безусловно всем, в первые дни нелегко: все мы  - и они (мои первоклашки) , и я, «пробуем» друг друга на совместимость, приглядываемся, делаем первые шаги в новой жизни под названием школа. Только через 5-6 недель постепенно повышаются и становятся более устойчивыми показатели работоспособности. Привыкание  к новым условиям жизни может иметь разное течение.       
                                    
 Бесспорно, первоклассники, посещавшие дошкольные учебные заведения, значительно легче адаптируются к школе, чем дети, которые находились дома, и не привыкли к длительному пребыванию в детском коллективе – как принято сейчас говорить к социуму, определенному установившемуся режиму. Легче проходит период приспособления, адаптации к школе и лучше справляются с умственными и физическими нагрузками здоровые дети, но, к сожалению, сегодня лишь половина детей идут в школу здоровыми. Остальные имеют разнообразные нарушения в состоянии здоровья. Поэтому, понятно, почему процесс адаптации проходит с определенными осложнениями и затягивается на длительный срок.
         Переживаются вместе и первые школьные трудности - адаптация ребенка к обучению в школе. Как помочь их преодолеть? Как найти общий язык с учителем и одноклассниками? Что сделать для того, чтобы первоклассник не потерял интерес к учебе? На эти и другие вопросы я попытаюсь ответить, собрав в единое целое  определенные советы для родителей первоклассников.  Начнем с раскрытия первой проблемы - в чем заключается сущность понятия «адаптация к школе». Согласно педагогическим словарям, адаптация - это приспособление ребенка к условиям и требованиям школы, которые для него являются новыми по сравнению с условиями детского учебного заведения и семьи в дошкольном детстве. В психолого-педагогических исследованиях определяются и характеризуются три уровня адаптации с целью определения уровня, на котором находится ваш ребенок. Вот их содержание и основные показатели.                                                          
Высокий уровень адаптации                                                           
Первоклассник положительно относится к школе:
·         Правила и требования воспринимает адекватно; учебный материал усваивает легко;
·         глубоко и полно овладевает программным материалом, решает усложненные задачи, вежливый, внимательно выслушивает указания, объяснения учителя;
·         поручения выполняет охотно и добросовестно, без внешнего контроля; обнаруживает высокую заинтересованность к самостоятельной учебной работе, готовится ко всем урокам, имеет в классе положительный статус.
Средний уровень адаптации                                                                
          Первоклассник положительно относится к школе:
·         посещение уроков не вызывает у него негативных переживаний, понимает учебный материал, когда учитель объясняет его довольно подробно и наглядно;
·         усваивает основное содержание программы по всем предметам, самостоятельно решает типовые задачи;
·         сосредоточен и внимателен при выполнении задач, поручений, указаний учителя, одновременно требует контроля со стороны взрослого;
·         сосредоточенным бывает только тогда, когда делает что-то интересное для себя, почти всегда готовится к урокам и выполняет домашние задания;
·         поручения выполняет добросовестно;
·         дружит с одноклассниками.
Низкий уровень адаптации                                                                        
  Первоклассник отрицательно или безразлично относится к школе:
·         часто жалуется на здоровье, плохое самочувствие, у него преобладает подавленное настроение;
·         наблюдаются нарушения дисциплины;
·         материал, который объясняет учитель, усваивает фрагментарно;
·         самостоятельная работа с учебником вызывает трудности, при выполнении самостоятельных заданий не проявляет к ним интереса;
·         к урокам готовится нерегулярно, требует постоянного контроля, систематических напоминаний и побуждений как со стороны учителя, так и со стороны родителей;
·         не может сохранять внимание при наличии длительных пауз для отдыха, для понимания нового материала и решения.
·         решение задач по образцу требует значительной помощи учителя и родителей;
·         поручения выполняет под контролем и без особого желания;
·         пассивный, близких друзей нет, знает имена и фамилии лишь части одноклассников. Понятно, что достаточно тесная причинно-следственная связь между уровнем адаптации школьника и системой тех факторов, условий, в которых он воспитывался.
      Ученики, которым труднее адаптироваться к школе, требуют особого внимания и индивидуальной поддержки как со стороны учителя, так и родителей.

Комментариев нет:

Отправить комментарий