Советы родителям
Совет 1
Если вы
хотите, чтобы ребенок читал, надо, чтобы рядом с ним был читающий родитель, а
еще лучше – читающий вместе с ребенком родитель. Пусть дети видят, как вы
сами читаете с удовольствием: цитируйте, смейтесь, заучивайте отрывки,
делитесь прочитанным. Этот пример может стать заразительным для всех.
|
Работа над
техникой чтения – процесс достаточно длительный и не всегда привлекательный для
детей. Однако без нормальной техники чтения учение будет значительно
затруднено. Существуют разные точки зрения на необходимую скорость чтения в
конце начального обучения. В программе начальных классов она составляет 90–100
слов в минуту.
Рекомендации В.Н. Зайцева по развитию техники
чтения
- Если ребенок находится еще только на первых ступеньках овладения техникой чтения, не надо заставлять его подолгу читать. Лучше читать поменьше, но чаще: почитал 5–7 минут и пересказал содержание абзаца. Через час-два – еще 1–2 абзаца. Перед сном – еще одна порция. Эффективность такой тренировки гораздо выше, чем чтение в течение часа за один прием.
- Хорошие результаты дает чтение перед сном.
- Если ребенок не любит читать,
то необходим режим щадящего чтения: ребенок читает одну-две строчки, после
этого получает краткий отдых. Такой режим получается, если ребенок
просматривает диафильмы. Этот прием вполне подходит тем детям, которые
читают неохотно.
Для того чтобы ребенок видел свои достижения в овладении техникой чтения, надо почаще измерять скорость чтения и делать это самым торжественным образом. Следует вооружиться часами с секундной стрелкой, книжкой с крупным шрифтом и легким текстом. Пусть ребенок читает ровно 1 минуту. Подсчитайте, сколько слов он успевает прочесть за это время. К своим успехам он будет относиться столь же ревностно, как к меткам роста на двери. Педагоги пришли к выводу: если ребенок на первом году обучения не научился нормально читать, то его интерес к учению значительно падает. Научившись читать, ребенок открывает для себя мир большой литературы. Особое место в нем занимают сказки. Сказка – первая ступенька вхождения в страну знаний, в мир культуры. Как говорил К. Чуковский, сказка есть самая здоровая пища – не лакомство, а насущный и очень питательный хлеб. Сказка приходит в дом тогда, когда в нем появляется малыш.
Однако для того, чтобы сказка принесла наибольшую пользу ребенку, с ней можно поиграть, тем самым сделав ее своим помощником в развитии ребенка. - Так же развивать чувство языка, вкус к слову, умение говорить выразительно, точно, ярко помогают стихи. Родители могут ненавязчиво помочь ребенку обнаружить, что слова в стихах не живут отдельно друг от друга, а внутренне между собой связаны. Полезно после разбора стихотворения попросить детей нарисовать картинку, которая поможет разобраться, насколько понят смысл и передано настроение стихотворения.
- Ребенка следует записать в библиотеку, где он может выбрать то, что нужно именно ему.
- Очень важно, чтобы у ребенка воспитывалось бережное и любовное отношение к книге, чтобы он следил за порядком в своем книжном уголке. В некоторых семьях стало хорошей традицией сохранять полюбившиеся детские книги. Жизнь у этих книг может быть длинная: их читали бабушка, дедушка, мама, папа, а теперь они стали друзьями ребенка. Такая семейная традиция не просто воспитывает бережное отношение к книге – оно дополняется чувствами к самым дорогим людям. Сближают родителей и детей совместная покупка книг, их ремонт, наведение порядка в домашней библиотеке и, конечно, совместное чтение и обсуждение прочитанного. Даже бегло читающий ребенок еще долго будет нуждаться в том, чтобы ему читали вслух, чтобы, читая, отвечали на его вопросы, делились с ним своими переживаниями и мыслями о прочитанном.
Совет 2
Разговаривайте
о прочитанном так, чтобы ребенок чувствовал себя умным и понятливым. Чаще
хвалите его за сообразительность и старание. Не уязвляйте его самолюбие, если
даже он понял что-то не так, как вам хотелось. Поддерживаете его уверенность
в своих силах. Вспоминая позже детство, он непременно вспомнит часы совместного
с вами чтения и задушевной беседы – это согреет его сердце.
Чтобы сохранить великий дар природы – зрение, учащимся младших классов врачи рекомендуют читать непрерывно не более 20–30 минут, а потом делать перерыв. В перерывах между чтением полезны гимнастические упражнения: переключение зрения с ближней точки на более дальнюю. |
Совет 3
Чтобы
предотвратить близорукость ребенка, вызываемую чтением, используйте простой
способ: приклейте на оконное стекло небольшой яркий цветочек – пусть ребенок
смотрит на него 5–7 секунд, столько же времени – на дальний объект,
находящийся на улице.
Большое значение для предупреждения близорукости имеет освещение. Место работы школьника должно быть у окна, не затемненного шторами. Настольная лампа с абажуром спокойных тонов и лампочкой мощностью 60–80 Вт должна стоять слева. Книга должна не лежать на столе, а стоять под углом 40 градусов, тогда и расстояние между глазами и книгой будет не менее 30–40 см. |
И еще несколько советов…
Терпеливо
помогайте ребенку, если у него недостаточная скорость чтения.
Обучая детей чтению, опирайтесь на их интересы. Ребенок, которого учили читать принудительно, неохотно пользуется этим своим умением. Больше играйте с детьми. Путь дошкольника к грамоте лежит через игры в звуки и буквы. Рассказывайте детям сказки.
Устраивать семейные чтения. Выросшим детям читать вслух еще интереснее, чем маленьким. Читайте сами – пусть ребенок видит, что свободное время мама и папа проводят не только у телевизора.
Не всегда спешите сразу отвечать на детские вопросы – посоветуйте поискать ответы в книгах самостоятельно.
Собирайте дома словари. Вырабатывайте у ребенка привычку обращаться к словарям и работать с ними.
Старайтесь приобретать и дарить детям хорошие книги, обязательно с надписью. Обращайте внимание на то, что сын или дочь читает.
Вместе с ребенком создавайте такую библиотеку, чтобы в ней были разные книги, а не только фантастика и приключения.
Вместе покупайте, читайте, ремонтируйте книги, обсуждайте прочитанное.
Обязательно запишите ребенка в библиотеку. Время от времени ходите туда вместе с ним.
Обучая детей чтению, опирайтесь на их интересы. Ребенок, которого учили читать принудительно, неохотно пользуется этим своим умением. Больше играйте с детьми. Путь дошкольника к грамоте лежит через игры в звуки и буквы. Рассказывайте детям сказки.
Устраивать семейные чтения. Выросшим детям читать вслух еще интереснее, чем маленьким. Читайте сами – пусть ребенок видит, что свободное время мама и папа проводят не только у телевизора.
Не всегда спешите сразу отвечать на детские вопросы – посоветуйте поискать ответы в книгах самостоятельно.
Собирайте дома словари. Вырабатывайте у ребенка привычку обращаться к словарям и работать с ними.
Старайтесь приобретать и дарить детям хорошие книги, обязательно с надписью. Обращайте внимание на то, что сын или дочь читает.
Вместе с ребенком создавайте такую библиотеку, чтобы в ней были разные книги, а не только фантастика и приключения.
Вместе покупайте, читайте, ремонтируйте книги, обсуждайте прочитанное.
Обязательно запишите ребенка в библиотеку. Время от времени ходите туда вместе с ним.
Подведем итоги
Читать с
ребенком каждый день, обсуждать прочитанное, составлять по картинкам в книгах
яркие, образные рассказы, обучая при этом детей правильной, точной речи,
исключая слова-повторения и слова-паразиты.
В обращении
с ребенком помнить народную мудрость: «Кто не возьмет лаской – не возьмет и
строгостью». Каждая семья найдет время и возможности для семейного чтения.
Выписать
детские журналы и приучить детей их читать.
Оказывать
детям помощь в оформлении читательских дневников. В них можно помещать рисунки
к прочитанным книгам, выписывать интересные мысли из прочитанного. Объявить
конкурс на лучший читательский дневник. На итоговом собрании в конце года
победителю вручить приз.
Держать связь с библиотекой.
Комментариев нет:
Отправить комментарий